27 января 2015 г. в Волгоградском социально-педагогическом колледже состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Формирование компетентностно-ориентированной среды как инновационный вектор развития образовательной организации».
В работе конференции приняли участие представители различных регионов России: ведущие ученые вузов, руководители образовательных организаций, педагоги-исследователи, представители общественных и научных организаций.
По традиции конференцию открыл директор Волгоградского социально-педагогического колледжа кандидат педагогических наук Калинин Александр Сергеевич. Приветствуя участников конференции из Москвы, Краснодарского края и других городов России, он напомнил присутствующим о важном историческом событии, в преддверии которого проходит конференция, – 72-й годовщине Победы в Сталинградской битве. Отмечая непреходящее значение этого сражения, он выразил уверенность, что эта дата памятна не только для волгоградцев, но и для всего российского народа.
На пленарном заседании вниманию участников были представлены доклады руководителя Центра профессионального образования ФГАУ «ФИРО» (г. Москва), доктора педагогических наук, профессора В.И. Блинова и ведущих ученых ФГБОУ ВПО «Волгоградский социально-педагогический университет»: заведующего кафедрой управления педагогическими системами, члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора В.В. Серикова, заведующего межвузовской лабораторией методологии гуманитарно-целостных исследований в образовании, доктора педагогических наук, профессора Н.М. Борытко, зав. Центром научно-методической поддержки приоритетного национального проекта «Образование», доктора педагогических наук, профессора С.В. Куликовой.
Тематическую часть пленарного заседания открыл руководитель Центра профессионального образования Федерального института развития образования, доктор педагогических наук, профессор Блинов Владимир Игоревич. В своем докладе В.И. Блинов представил концепцию практикоориентированного образования, подробно остановился на особенностях, структуре и характере результатов практикоориентированной подготовки специалистов.
В выступлениях участников пленарного заседания раскрыты актуальные проблемы реализации компетентностно-развивающего подхода в современной педагогической науке и практике, уточнены условия эффективного взаимодействия педагогической науки и педагогической практики (В.В. Сериков), уточнена сущность понятия «педагогическая технология», рассмотрены основные направления формирования образовательной среды подготовки педагога-воспитателя, принципы проектирования системы непрерывного образования педагога в пространстве современного воспитания (Н.М. Борытко), обозначены инновации, обуславливающие становление образовательной среды нового качества, определены возможности использования педагогических ретроинноваций в ходе модернизации отечественного образования (С.В. Куликова).
В ходе работы мастер-классов был представлен инновационный опыт различных образовательных организаций (Волгоградского социально-педагогического колледжа, Дубовского педагогического колледжа, лицея № 9 г. Волгограда и др.) по созданию условий для реализации требований ФГОС и организации компетентностно-ориентированной среды.
На секционных заседаниях развернулась активная дискуссия вокруг обозначенных на пленарном заседании проблем: обсуждались задачи педагогических коллективов по проектированию различных моделей компетентностно-ориентированной образовательной среды и реализации условий для обеспечения нового качества образования; вопросы, связанные с внедрением инновационных методов и технологий обучения и подготовки современного специалиста.
В выступлениях участников из Ленинградского социально-педагогического колледжа (в режиме он-лайн) подняты проблемы обеспечения качества подготовки специалиста-педагога и качественного обновления педагогического корпуса профессионального образования.
Среди факторов, обеспечивающих успех происходящих в образовании реформ, названы: готовность педагогического персонала, его участие в научно-исследовательской и экспериментальной работе; отработанность образовательных программ и научно-методического обеспечения; уровень подготовки абитуриентов; состояние материальной базы учебного заведения; степень участия работодателей в процессе подготовки специалистов и др. Наиболее острыми, по мнению участников конференции, остаются вопросы разработки системы оценки и анализа качества образования, аспекты привлечения работодателей, социальных партнеров к участию в подготовке специалистов.