О. И. Тонкодубова
(ГАОУ СПО «Волгоградский социально-педагогический колледж»)
КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
В большой советской энциклопедии критерий рассматривается как, признак, на основании которого производится сравнительная оценка возможных решений (альтернатив) и выбор наилучшего. Схожие определения даются в словарях Ушакова и Ефремовой.
В словаре Ожегова под критерием понимается мерило оценки, суждения.
В современном толковом словаре издательства «Большая Советская Энциклопедия» критерий (от греч. kriterion – средство для суждения) трактуется как, признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки.
По мнению М. И. Магура, М. Б. Курбатовой, «критерий – это такие характеристикидеятельности, которые, по мнению квалифицированных наблюдателей, составляют необходимые «стандарты совершенства», которые необходимо достигнуть, чтобы как организация, так и индивид могли реализовать свои цели» (Магура М. И., Курбатова М. Б. Оценка работы персонала: подготовка и проведение аттестации. М., 2002. С. 22.). Проще говоря, критерии – это те показатели, те характеристики (рабочие, поведенческие, личностные), основываясь на которых можно судить о том, насколько хорошо работник выполняет свою работу. Критерии оценки деятельности разделяются по разным основаниям, среди которых можно выделить следующие группы критериев:
- Общеорганизационные и специализированные критерии.
- Количественные и качественные критерии.
- Объективные и субъективные критерии.
- · Интегральные и простые критерии.
Большинство исследователей под критерием оценки качества понимают систему индикаторов, которая должна позволить оценить эффективность деятельности сотрудника. (Управление качеством // под ред. С. Д. Ильенковой, – М., Банки и биржи, 1999, – 200 с.; Оценка и аттестация кадров образования за рубежом. Пособие для работников органов управления образования и образовательных учреждений / Под ред. канд.пед.наук, доц. Ю. С. Алферова ичл.-корр. РАО, докт.психол.наук В. С. Лазарева. – М., 1997). Важно иметь в виду, что для каждой профессии приоритетными являются свои критерии (Гарипова Э. Р. Проблема критериев оценки педагогических кадров. – Уфа, 2001. – С. 67).
Под критерием качества образования понимается признак, на основании которого дается оценка качества образовательных достижений обучающихся и качество образовательного процесса. Панасюк В. П. Системное управление качеством образования в школе. – С-Пб – Москва, Издательство Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 2000. – 240 с.; Управление качеством образования // под ред М. М. Поташника, Педагогическое общество России. – М., 2000. – 440 с.) Критерии оценки качества образования определяются в соответствии с целями функционирования образовательного учреждения, и их количество должно быть минимальным, но достаточным для оценки наиболее существенных параметров. Оценка результативности возможна только во взаимосвязи критериев.
Критерии оценки качества обучения должны:
- решать проблему сопоставительности с существующими стандартами образования;
- включать требования сертификации, аттестации и аккредитации;
- выявлять позиционное устройство общности – носителей и реализаторов образовательной программы;
- определять изменения социального пространства и практических систем, осуществляемых носителями образовательной программы.
Критерий комплексной образовательной эффективности может быть рассмотрен через отношение данной наукоемкой образовательной программы или технологии к четырем позициям – антропологической, методической, дидактической и культурологической.
Под дидактической структурой имеется ввиду концепция и структура содержания образования, под методической – система технологических решений, обеспечивающих деятельность учителя в ситуации учения-обучения, под антропологической – основные навыки и способности, которые формируются у ребенка, под культурологической – соответствие культурно-историческим нормам и стандартам [Громыко Ю. В. Проектное сознание. – М., Московский учебник. 1996].
Таким образом, для оценки наукоемких образовательных технологий и программ необходима проработка критерия образовательной эффективности, описание содержания деятельности дидактической, методической, антропологической и культурологической позиций. Важной задачей для системы образования является разработка критериев, которые позволят непосредственно и в реальном режиме оценивать качество образования, и самих методов такого оценивания.
Исходя из предложенного понимания качества образования, можно выделить следующие блоки критериев качества.
- Качество преподавательского состава.
- Состояние материально-технической базы учебного заведения.
- Мотивация преподавательского состава.
- Качество учебных программ.
- Качество студентов.
- Качество инфраструктуры.
- Качество знаний.
- Инновационная активность руководства.
- Внедрение процессных инноваций.
- Востребованность выпускников.
- Конкурентоспособность выпускников на рынке труда.
- Достижения выпускников.
Остановимся на содержании перечисленных блоков. Ключевой фигурой в образовательном процессе является преподаватель. Поэтому политика обеспечения качества начинается с формирования преподавательского корпуса.
Возникает вопрос, как же определить качество преподавателя. Вопрос этот является ключевым, ответ на него будет определять содержание образования, качества учебных программ, методику обучения, конкурентоспособность выпускников на рынке труда и другие составляющие качества образования. При этом преподаватель не только передает знания, но и формирует личность обучаемого, его мировоззрение и духовность. Поэтому качество преподавателя – понятие комплексное, включающее в себя:
- уровень компетентности – знания и опыт в определенной области науки и практики;
- потребность и способность заниматься преподавательской деятельностью;
- наблюдательность – способность подмечать существенные, характерные особенности учеников;
- способность устанавливать контакты с внешней и внутренней средой;
- известность;
- научно-исследовательскую активность;
- наличие научной школы.
В открытом образовании, одной из особенностей которого является дистантность, т. е. наличие расстояния между обучающимся и учебным заведением, задачи преподавателя меняются. Он занимается координацией учебного процесса, консультирует, руководит учебными проектами, совершенствует учебный курс, повышает свою квалификацию. Образовательный процесс становится высокотехнологичным, в нем используются достижения информационных и телекоммуникационных технологий.
Характерно, что каждая из составляющих понятия «качество преподавателя» может быть детализирована и, как правило, не поддается количественной оценке. Например, уровень компетентности определяется базовым образованием, последующим самообразованием, наличием ученой степени и звания; стажем педагогической работы; опытом практической работы в конкретной области. Материально-техническая база вуза характеризуется наличием и стоимостью основных средств, обеспечивающих образовательный процесс, проведение научных исследований и разработок (здания, машины и оборудование, библиотека и др.).
Безусловно, качество образования зависит от мотивации персонала. У преподавателей должен быть соответствующий социальный статус, что обеспечит привлекательность преподавательской работы.
Качество учебных программ проявляется не только в соответствии образовательным стандартам в области той или иной учебной дисциплины, но и в наличии инновационной составляющей.
В центре образовательного процесса стоит потребитель знаний – обучающийся. Именно для него/нее читаются лекции, пишутся учебники, разрабатываются новые образовательные технологии. Поэтому правомерно говорить о качестве обучающегося, который является тем материалом, который должен быть превращен в конечный результат образовательного процесса. Качество обучающегося можно охарактеризовать с помощью следующих показателей:
- знания, полученные ранее по профильным для обучающегося учебным дисциплинам;
- знание компьютера;
- владение иностранным языком;
- желание учиться;
- интеллект;
- одаренность;
- память;
- дисциплинированность;
- настойчивость;
- работоспособность;
- наблюдательность;
- планирование карьеры.
Качество знаний определяется их фундаментальностью, глубиной и востребованностью в работе после окончания обучения. В открытом образовании организацией мониторинга за карьерой выпускников могут заниматься руководители региональных центров, для чего целесообразно создавать базы данных о выпускниках. Поскольку большинство показателей качества образования не могут иметь количественной характеристики, получение сводных показателей качества по блокам показателей и обобщающих оценок возможно с помощью квалиметрии.
Комплексную образовательную эффективность необходимо измерять через задание её критериев. Данные критерии должны:
- решать проблему сопоставительности с существующими стандартами образования;
- включать требования сертификации, аттестации и аккредитации;
- выявлять позиционное устройство общности – носителей и реализаторов образовательной программы;
- определять изменения социального пространства и практических систем, осуществляемых носителями образовательной программы.
Заметим, что качественный критериальный подход к оценке кажется более предпочтительным, чем количественный параметрический, т.к. параметры своей «конкретностью», «наглядностью» и «счетностью» часто лишь заслоняют качественный и деятельностный смысл такой оценки. И, наоборот, использование критериев открывает широкий простор для педагогической рефлексии, без развития которой управление качеством образования невозможно в принципе.
Как уже было показано ранее, оценка качества образовательных технологий и программ должна быть сведена к их эффективности. Иными словами, проблема оценки, стоящая за выявлением качества образования может быть технологически решена через введение специальных шкал, позволяющих измерять комплексную образовательную эффективность.