А. В. Гара

(ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»)

СТАНОВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Воспитание гражданственности представляет собой одну из традиционно рассматриваемых во многих научных дисциплинах проблем. Особую актуальность эта проблема приобретает в условиях общего преобразования социальных, политико-экономических систем, которые привели к резкому изменению в нравственной сфере подрастающего поколения. А именно были забыты важные понятия: нравственность, гражданственность, патриотизм. Стали менее значимы такие ценности, как Отечество, традиции. В сознание людей внедряются мысли об искаженном видении исторических процессов и современного бытия; всячески занижается значимость России в мировой истории, пропагандируется отсутствие национальных героев, самобытной культуры. В современном российском обществе государственные и общественные структуры озабочены решением проблемы гражданского воспитания. В частности, это находит яркое выражение в образовательной политике России. Об этом свидетельствует ряд современных документов, который подчеркивает значение воспитания гражданственности.
В определении понятия «гражданственность» возникают трудности как теоретического, так и практического характера, которые обусловлены  сложностью явления и многогранностью данной  категории. Главной трудностью выступает отсутствие научно обоснованного определения гражданственности.
Так, например различные энциклопедические издания при определении  существенно различают понятия «гражданин» и «гражданственность». В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.Даля приводятся два значения понятия «гражданин»: «городской житель, горожанин, посадский» и «член общины или народа, состоящего под одним общим управлением; каждое лицо или человек из составляющих народ, землю, государство». А под «гражданственностью» понимается «состояние гражданской общины; понятие и степень образования, необходимые для составления гражданского общества» [В. Даль 1981: 389–390].
При характеристике «гражданских доблестей», которые Даль приводит как «мирные и миротворные; честь, любовь и правда», прослеживается специфика понимания гражданственности в России, которая выражена в акценте на духовно-нравственные объединяющие начала, приоритете морали над правом [Ю. Н. Никифоров, А. Н. Сканина 2004: 155].
Энциклопедический словарь «Политология» определяет понятие «гражданственность» не менее многозначно. Гражданственность в словарном определении – это, во-первых «антитеза аполитичности, активная и сознательная включенность в дела политического сообщества; во-вторых – психологическое ощущение себя гражданином, полноправным членом политического общества; в третьих – способность и готовность выступать в роли гражданина; в четвертых – высшая добродетель свободного и полноправного участника политического сообщества; в пятых – приверженность интересам политического сообщества, чаще всего государства, готовность идти на жертвы ради этих интересов» [Политология. Энциклопедический словарь 1993].
На основании словарных определений можно сформировать некоторое представление о сущности гражданственности в связи с процессами, происходящими в современном гражданском обществе. Гражданственность отражает не только и не столько принадлежность личности к населению какого-либо государства и сознаваемую возможность пользоваться всеми правами гражданина, обеспеченными законами этого государства, но и гражданскую ответственность, осознанную готовность исполнять определенные гражданские обязанности, служить государству, гражданам своей страны, заботиться об общественном благе и благополучии государства.
Рассмотрением гражданственности наметилось с античных времён. Так, еще древнегреческий мудрец и философ Сократ в своих диалогах, направленных на пробуждение истины, отмечал значение именно гражданской добродетели, которая хотя и доступна всем, но не может быть усвоена всеми в одинаковой степени. Последователь Сократа, древнегреческий философ Платон создал учение о государстве, пытаясь согласовать индивидуальную добродетель и общественную справедливость и считая идеалом согласие отдельных добродетелей человека-гражданина со строем государства в целом. Сократ, а затем Платон предложили общую тенденцию рассмотрения гражданской добродетели в соотнесении с самим государством, его устройством и функционированием.
Древнегреческий философ Аристотель дает по сути первое определение гражданина. По мнению Аристотеля, «гражданином в общем смысле является тот, кто причастен и к властвованию, и к подчинению; при каждом виде государственного устройства сущность гражданина меняется. При наилучшем виде государственного устройства гражданином оказывается тот, кто способен и желает подчиняться и властвовать, имея в виду жизнь, согласную с требованиями добродетели».
Римский мыслитель, философ, оратор Цицерон, претворяя на римской социально-культурной основе идеи греческих философов, отстаивал принцип единства философской теории и практической гражданской жизни, разрабатывал учение о нравственности и гражданских обязанностях. Цицерон рассматривал гражданина как человека, признающего и выполняющего требования Конституции, что является его нравственным долгом. Цель воспитания граждан – умение личности сочетать интересы общества и личную пользу.
Содержание древнегреческой и римской философии относительно представлений об идеальных качествах гражданина было воспринято и переработано средневековым христианством и философией V–XV вв. на религиозно-идеологической основе миросозерцания и мировосприятия. Особенно ярко это проявилось в трудах Аврелия Августина Блаженного «О блаженной жизни», «О граде божьем». Философ определяет происходящее в мире борьбой двух царств: царства Божьего и царства земного. В своих работах Августин, подчеркивая социальную роль и значение веры в Бога, а также значение церкви, констатирует наличие и значение мощного идеологического суверена – церкви, влияющего на граждан и государственные структуры в интересах достижения соглашения и благодати. Точки зрения Августина придерживался крупный представитель схоластической философии Фома Аквинский.
В средневековой философии гражданственность отличает дополнительная религиозная составляющая, которая основывается на вере и проявляется в готовности действия за веру, и в интересах государства как божественного установления в соответствии с канонами веры при условии отсутствия конфронтации в системе отношений: «государство – церковь», «государство – верующие граждане».
Изменение средневекового религиозного сознания граждан в Европе произошло в эпоху Возрождения (XV–XVI вв.). Известный отечественный философ А. Ф. Лосев данный период характеризует тем, что в нём «прославляется человеческая личность, которая рассматривается как средоточие космической красоты, идеальный образец гармонии всего мира» [А. Ф. Лосев 1978: 364]. Представители Возрождения – А. Данте, Ф. Петрарка, Э. Роттердамский, М. Монтень, Леонардо да Винчи, Н. Коперник, Д. Бруно – неоднократно ссылались на проблемы гражданской жизни и государства. Гражданин, в их представлениях, должен обладать духовностью, самосознанием, волей, целеустремленностью, сознательным следованием гражданскому образцу. А в XV в. понятия «гражданин» и «гражданский образец» тесно связывались с понятием «гуманизм». В данный период гуманизм представляет широкое социокультурное движение, характеризующееся возвеличиванием и признанием человека самоценностью. Философы эпохи Просвещения критиковали феодализм, осуществляя поиск будущего общественного справедливого гражданского устройства. Одним из ярких представителей данного направления выступает Т. Гоббс, который призывает к созданию «общей власти», к «общественному договору», в результате которого человек обретает гражданское состояние: устанавливается «общая власть, держащая людей в страхе и направляющая их действия к общему благу» [Т. Гоббс 1964: 132]. Т. Гоббс определял гражданственность как способность личности уважать и осуществлять закон и право.
Исследователи проблемы гражданственности и гражданского участия в воззрениях Т. Гоббса отмечают, что по сути раскрытие им договорной природы государства и гражданина: это первая парадигма гражданственности – суть политичности «гражданина в государстве – гражданском обществе» [А. А. Айвазян 2001: 26].
Известный философ и педагог Ж-Ж. Руссо утверждает: «У нас есть физики, геометры, астрономы, поэты, музыканты, художники, но у нас нет граждан». Он считал, что гражданами выступают члены политической ассоциации, образовавшейся в результате общественного договора, которые «в совокупности получают имя народа, а в отдельности называются гражданами, как участвующие в верховной власти, и подданными, как подчиняющиеся законам государства». В свою очередь законы отражают «всеобщую воля народа», и главное качество гражданина – высокая нравственность [Ж-Ж. Руссо 1961: 60].
П. Гольбах под гражданственностью понимал «любовь человека к обществу». К. Гельвеций гражданственность – «сильная любовь к общественному благу». Ш. Монтескье понимал гражданственность в предпочтении общественного блага личному; А. Токвиль – в способности участия в общественном управлении; Н. Макиавелли – в патриотизме [А. М. Князев 2006: 37].
Философы Ф. Бэкон, Г. Гегель, И. Кант, Б. Спиноза, К. Лейбниц, Б. Паскаль предпочитали рассуждать не только о духовности, но и о сознании граждан, самостоятельном сознательном следовании воле гражданской власти, которая не противоречит религиозной добродетели. Кроме того, они усиливали экономическую значимость для гражданских качеств [А. М. Князев 2006: 39].
Возникшее позже социально-политическое и экономическое учение «марксизм» как система взглядов и учение немецких ученых К. Маркса и Ф. Энгельса заложило экономические и политические основания формирования качеств гражданина. Так например, в начале XX немецкий философ М. Вебер полагал, что учитывая материальные, идеологические и другие интересы большинства социальных групп граждан можно понять гражданские интересы общества, степень его стабильности и динамику. На основании выводов М. Вебера, можно судить о важности формирования материальной, идеологической заинтересованности граждан в делах государства и общества как основания формирования гражданственности.
Таким образом, на разных этапах развития гражданственность понималась как: патриотизм, то есть сознание и чувство принадлежности к многонациональному государственно-организованному обществу, включающее в себя уважение к государству, конституции, законам, государственным символам, готовность защищать государственный строй, законопорядок; классовая, пролетарская солидарность, самоотверженность, сознательность и организованность в борьбе за приближение коммунизма; интегративное качество, позволяющее человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным [Л. В. Кузнецова 2006: 18].
Следует отметить, что в современном российском обществе в связи с обострением мировых политических вопросов чувство гражданственности и воспитание патриотизма обретает наивысшую ценность, как для государства, так и для целого народа.
Литература
  1. Айвазян, А. А. Гражданственность и гражданское участие. – Дисс. канд. политич. наук. – Екатеринбург, 2001.
  1. Аристотель. Политика // Аристотель. Соч: В 4-х тт. – Т.4.
  1. Гоббс, Т. Избранные произведения. – Т. 2. – М., 1964.
  1. Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка. – Т. 1. – М., 1981.
  1. Князев, А. М. Воспитание гражданственности. – М.: РАГС при Президенте РФ, 2006.
  1. Кузнецова, Л. В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике XX в. // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2006. – № 9.
  1. Лосев, А. Ф. Эстетика Возрождения. – М., 1978.
  1. Никифоров, Ю. Н., Сканина, А. Н. О понятии гражданственность. Вестник Башкирского университета. – Т. 12. – 2004. – № 4.
  1. Политология. Энциклопедический словарь / под ред. Ю. Н. Аверянова. – М.: МКУ, 1993.
  1. Руссо, Ж-Ж. Избранные сочинения. В 3-х т. – Т. 1. – М., 1961.
 
Баннер
Баннер
Техническая поддержка модуля VK
kochetov.alexey@mail.ru
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер